Кадры для изменчивого рынка: как подготовить выпускников к трудоустройству?

По данным Минобрнауки, 91% работодателей жалуются на недостаток практических навыков у соискателей, а более 40% российских студентов считают обучение в вузе оторванным от требований рынка труда. Основная причина этой консервативности, которая не дает вузам быть гибкими и подстраиваться под требования рынка труда, — стандартизация высшего образования.

В России всего 18 вузов, в их числе РАНХиГС, которые могут разрабатывать собственные образовательные стандарты. Кроме того, право на более гибкие учебные программы имеют национальные исследовательские университеты.

Еще одна причина связана с тем, что далеко не все преподаватели вузов сами знают, каковы сейчас запросы у рынка труда. Помимо этого, проблема усугубляется высокими преподавательскими нагрузками, которые еще и выросли в последние годы.

«В результате два рынка — образовательный и труда — никак не связаны между собой. Между этими рынками нет активного обмена информации, нет ситуаций, когда программа, которая не котируется на рынке труда, быстро становится непопулярной в образовательной среде», — подчеркивает доцент кафедры политических и общественных коммуникаций Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака.

Особенно остро проблема несоответствия образования и требований рынка труда стоит сейчас, когда за срок обучения студента в университете рынок труда успевает измениться радикально, а часть преподаваемых знаний — попросту устареть. Особенно это актуально для программ, связанных с IT-технологиями и цифровизацией.

«Всегда будет некоторый зазор, который потребует доводки молодого специалиста к той компании, куда он придет работать. Но работодателю, для которого это дополнительные затраты, хотелось бы заполучить выпускника вуза, который бы сразу все знал и умел. Именно поэтому мы часто видим в объявлениях о найме, что требуется молодой специалист не старше 22 лет с опытом работы не менее 5 лет», — отмечает директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко.

Самый простой способ это исправить — организовать студентам возможность пройти практику в компании, в которой те хотели бы в будущем работать. Еще один вариант — создание в вузе в рамках образовательных программ специализированных учебных модулей, которые разработаны и реализуются совместно с работодателями.

Еще более тесной формой сотрудничества университетов с компаниями являются базовые кафедры. На них делают ставку большинство технических вузов. Это площадка, созданная на базе вуза или компании, где готовят студентов с привлечением значительных ресурсов конкретного работодателя.

Источник: РАНХиГС. Экспертиза