Бизнесмены стали продавать продукты фермеров
Бурный рост продаж скоропортящихся продуктов в онлайне и интерес фермеров к интернет-торговле продолжают привлекать инвесторов в этот сегмент. Миноритарным владельцем проекта «Ешь деревенское», доставляющего продукцию из подсобных хозяйств, стала структура Романа Баталова, зятя экс-главы Краснодарского края Александра Ткачева. Такие проекты, как говорят игроки этого рынка, могут показать оптимальную рентабельность из-за высокого среднего чека.
Инвестфонд «Брамос Капитал», созданный в декабре 2020 года, стал совладельцем 3,4% в онлайн-сервисе доставки фермерских продуктов «Ешь деревенское», обнаружил “Ъ” в «СПАРК-Интерфакс». По информации этой же базы данных, «Брамос Капитал» на 60% принадлежит Роману Баталову, зятю экс-губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, еще 10% — у его брата Дмитрия, остальные 30% — у Владимира Копцева.
Связаться с Романом Баталовым не удалось, а Дмитрий Баталов на запрос “Ъ” не ответил. Так же поступил и основатель сервиса «Ешь деревенское» Илья Елпанов. Сейчас ему принадлежит 33,4% агрегатора. Остальные доли распределены между несколькими миноритарными инвесторами, в числе которых Ксения Франк — дочь Геннадия Тимченко.
«Ешь деревенское» основан в 2015 году. Сейчас сервис работает в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Твери. В 2020 году выручка компании составила 174,8 млн руб.
К фермерской продукции преимущественно относится сегмент fresh и ultra fresh, то есть скоропортящиеся продукты. Именно он, по данным NielsenIQ, растет опережающими темпами среди товаров повседневного спроса в онлайне (см. “Ъ” от 29 июля). Так, продажи в интернете свежих овощей, фруктов, мяса, морепродуктов и молочных продуктов каждый месяц растут в среднем на 120% год к году, подсчитали в NielsenIQ.
Растет интерес к онлайн-продажам и со стороны фермеров, и сервисы доставки, отвечая на такой запрос, расширяют ассортимент за счет экопродуктов, произведенных подсобными хозяйствами, говорит представитель Ozon.
Так, в Ozon Express за последние два месяца почти вдвое увеличилось число небольших производителей овощей, фруктов, сыров, молочной и рыбной продукции. В Wildberries, по словам представителя маркетплейса, за прошедшее лето количество фермеров выросло в четыре раза.
Интерес к такой продукции растет не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, говорит представитель «Яндекс.Еды». По ее словам, средний чек пользователей при заказе фермерской продукции вдвое больше, чем в общем по сервису.
По словам принципала фонда Phystech Ventures Анны Гишко, рост популярности фермерских продуктов соотносится с меняющимися паттернами потребителей, которые все охотнее готовят дома и больше интересуются здоровым питанием. «Небольшие онлайн-проекты позволяют производителям решать вопросы продвижения и сертификации продукции»,— говорит она.
В то же время, по словам эксперта, зачастую фермерам, учитывая существенные объемы заказов через маркетплейсы, сложно обеспечить стабильные поставки.
Инвестиционный менеджер венчурного фонда Skolkovo Ventures Сергей Соболев не исключает, что в будущем сервис «Ешь деревенское» может быть поглощен стратегическим игроком. «Например, ритейлеры, работающие в офлайне, давно хотели выстроить работу с фермерами, но эта задача оказалась непростой, так как необходимо работать с большим числом мелких производителей»,— отмечает он.
Источник: Коммерсантъ