Статья 2-х недельной давности, но от этого не ставший менее актуальным.
Чтобы привлечь внимание к непростой ситуации в яблочном бизнесе региона, учитывая перспективы очередного сложного сезона для садоводов, EastFruit запускает новый хэштег #freshapplecrisis. Мы предлагаем использовать этот хештег всем, кто публикует в социальных сетях информацию о сложностях с реализацией яблока по приемлемой цене.
«Этим летом Вместе наша команда аналитиков тщательно анализировала данные со всего мира, сравнивая производство и потребление яблока. Собранная информация свидетельствует о высокой вероятности того, что сезон 2021/22 года может быть намного сложнее, чем даже сезон 2018/19. При этом садоводы Восточной Европы пострадают сильнее, чем когда-либо не только из-за рекордного урожая, но и потому, что им придется конкурировать с экспортерами яблок из Евросоюза за на традиционных для поставщиков ЕС рынках и на рынке самих стран ЕС», — говорит Андрий Ярмак, экономист Инвестиционного центра Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Ниже приведены некоторые факты, которые поясняют, почему мы используем хештег #freshapplecrisis:
— Урожай яблока в Восточной Европе будет самым высоким исторически – почти все страны обновят рекорды производства;
— Иран уже в предыдущем сезоне вышел на второе место в мире по объёму экспорта яблока, почти догнав Китай! Иран конкурирует с Молдовой и Сербией на рынке яблок России, а также с Украиной и ЕС на рынках Ближнего Востока и Азии;
— Турция продолжает экспансию на рынках яблок почти так же быстро, как Иран, и уже экспортирует около 300 000 тонн яблок за сезон. Турция конкурирует с ЕС и Украиной на Ближнем Востоке и с Молдовой и Сербией в России, а также очень быстро наращивать поставки яблока в Индию;
— Украина не может поставлять яблоко на рынок РФ, и, кроме того, по-прежнему не имеет согласованных конкурентных условий свободного доступа на такие важнейшие и наиболее быстрорастущие рынки сбыта яблока как Вьетнам, Индия, Индонезия и Египет, что сильно сужает перспективы экспорта для этой страны;
— Россия снова сократит импорт яблок в сезоне 2021/22 примерно на 60-80 тыс. тонн после очередного рекордно высокого урожая, и Молдове и Сербии необходимо будет найти альтернативные рынки сбыта для таких объемов, и это без учёта возможного роста поставок из Ирана и Турции;
— Несмотря на задержку начала уборки урожая в 2021 году, российский рынок яблок уже сейчас наводнен дешевыми яблоками, а цены на них самые низкие за все годы для этого периода времени;
— В Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан) снова будет рекордно высокий урожай яблок, поскольку там продолжается расширение площадей под яблоневыми садами, а молодые сады вступают в плодоношение;
— Молдова не смогла полностью распродать даже относительно низкий урожай яблок 2020 года, а в этом году производство яблок в Молдове может вырасти на 150-180 тысяч тонн по сравнению с прошлым сезоном. Добавим к этому уменьшение размеров импорта Россией на 60-80 тыс. тонн и получим крайне неприятную картину для молдавских экспортёров, которые поставляют почти всё яблоко на этот единственный рынок сбыта;
— Украина, Сербия и Молдова должны будут найти рынок сбыта минимум для 180 тыс. тонн яблока за пределами России, хотя ранее они никогда не продавали более 67 тыс. тонн за пределы РФ на троих;
— ЕС соберет больше яблок, чем обычно. А значит нужно будет найти рынок сбыта для этого яблока на Ближнем Востоке и в Азии, где позиции Ирана и Турции значительно укрепились с 2018/19 года;
— Есть признаки того, что Китай может собрать больше яблок в 2021 году по сравнению с 2020 годом. Т.к. Китай остаётся ведущим мировым экспортером и он до сих пор не восстановил доступ к российскому рынку, то это значит что он продолжит оказывать давление на яблочные рынки Азии;
— Есть признаки того, что потребление яблок в Европе снова снижается после резкого роста во время пандемии в 2020 году. Яблоки не считаются модными и трендовыми для новых поколений потребителей, которые играют всё более важную роль и растущую роль на рынке фруктов;
— Ожидается, что страны Южного полушария увеличат производство яблок на 250-300 тысяч тонн, экспортируя больше яблока в Азию, где уже усиливается давление со стороны поставщиков яблока из Китая;
— Переходящие запасы яблок с сезона 2020/21 в Европе необычайно высоки, что оказывает дополнительное давление на рынок и сокращает продолжительность сезона 2021/22 года;
— Задержка начала сбора урожая яблок, особенно в Восточной Европе, также сокращает продолжительность сезона, а это означает, что у фермеров будет как минимум на две недели меньше, чем обычно, чтобы распродать свои яблоки;
— Яблочный концентрат (AJC) теряет рынок в пользу более модных напитков, и цены на промышленные яблоки просто не могут быть высокими;
— «Контейнерный кризис» и резкий рост стоимости морского фрахта станет серьёзной проблемой для поставщиков яблока региона, которые ориентировались на премиальные рынки стран Азии и Ближнего Востока, оказывая давление на отпускные цены фермеров;
— Единственная позитивная новость для мирового рынка яблок – это сокращение урожая и экспорта в США.
Продолжающиеся ограничения на свободные путешествия в связи с пандемией covid-19 и отсутствие выставок и торговых форумов затрудняют для экспортёров поиск новых контактов для реализации яблока. Кроме того, процесс согласования формальностей доступа на рынки государствами резко замедлился.
Чтобы помочь справится с этой проблемой, мы разработали онлайн-платформу на основе Telegram, где иностранные покупатели могут закупать яблоки и другие овощи и фрукты из Восточной Европы и Центральной Азии, а также продвигать свою продукцию в данном регионе. Просим пользователей внимательно прочитать правила в закрепленном сообщении, прежде чем приступать к продвижению!
Платформа уже имеет около 18000 пользователей из 55 стран мира, при этом большинство компаний здесь из России, Украины, Узбекистана, Беларуси, Турции, Ирана, Азербайджана, Молдовы, Грузии, Сербии и Таджикистана, что делает ее крупнейшей платформой для плодоовощной онлайн-торговли в регионе.
Мы также надеемся, что яблочный бизнес активизирует усилия по продвижению потребления свежих яблок внутри стран и на международном уровне. Без роста потребления яблок этот бизнес в ближайшие годы столкнется с серьезными проблемами устойчивости из-за растущей конкуренции со стороны ягод и экзотических фруктов. Следовательно, фермерам необходимо объединять усилия для повышения эффективности, качества и поиска более эффективных и современных маркетинговых подходов, ориентированных на новые поколения потребителей.
Источник: EastFruit