Все больше производителей и ритейлеров используют технологию пулинга паллет. Внедрение этой технологии в цепочке поставок позволяет снизить операционные издержки, повысить эффективность бизнеса и соответствовать запросу общества на экологичность.
Еще недавно словосочетание «пулинг паллет» мало о чем говорило российским предпринимателям. Однако буквально за несколько лет он стал одним из самых эффективных инструментов оптимизации затрат на логистику. Сегодня мы можем заметить возросший интерес сетевых ритейлеров к данной технологии. В июне этого года на Неделе российского ритейла крупнейшие участники цепей поставок, включая Х5 Group, «Магнит», PepsiCo, Coca-Cola и «Ашан», с большим интересом обсуждали возможности оптимизации бизнес-процессов с помощью внедрения устойчивых логистических решений и унификации транспортной тары.
Конечно, для обсуждения всегда наиболее интересны проекты, уже реализованные лидерами рынка. Одним из таких примеров является успешный проект создания модели замкнутого цикла в цепях поставок, реализованный в сотрудничестве «Производитель – Ритейлер – Пулер».
Производителем, участвующим в таком проекте, стала компания Henkel – один из лидеров рынка чистящих и моющих средств, косметических продуктов и клеевых технологий. Продукция Henkel более 10 лет поставляется в магазины на многооборотных паллетах по всему миру, а предприятие в Ногинске, использующее около 200 тыс. паллет в год, стало первой производственной площадкой Henkel в России, где был внедрен пулинг паллет.
Ритейлер – международная сеть гипермаркетов Selgros Cash&Carry, принадлежащая швейцарской компании COOP-Group. Магазины сети работают в Германии, Румынии, Польше. В России открыто 11 торговых центров Selgros – в Москве и Московской области, Туле, Рязани, Казани, Ростове-на-Дону и Волгограде.
Оператором проекта стала компания CHEP (ЧЕП) – лидер по предоставлению услуг пулинга оборотной тары. В собственности компании находится около 330 млн паллет, ящиков и контейнеров, оборот которых обеспечивают свыше 750 сервисных центров в более чем 60 странах, а услугами пользуются международные бренды, такие как Procter & Gamble, Mondelez, PepsiCo, Coca-Cola, Nestlé и др.
Возможности пулинга
В основе бизнес-модели CHEP лежит принцип многократного использования. Мы называем это пулингом. Система пулинга CHEP – это передача в аренду необходимых производителю поддонов и управление их оборотом силами CHEP.
Принцип работы СНЕР (ЧЕП) одинаково удобен и для небольших предприятий, и для крупных компаний, поставляющих свою продукцию по всему миру. СНЕР (ЧЕП) берет на себя контроль всех административных процессов, возврата и контроля качества паллет, используемых в замкнутой цепочке пулинга. Для производителя экономический эффект пулинга по сравнению с приобретением паллет в собственность достигается за счет отсутствия необходимости хранить запас паллет на складе, заниматься их ремонтом, возвратом от ритейлеров (оператор пулинга забирает освободившиеся паллеты самостоятельно, заключая договора с ритейлерами и дистрибьюторами). Выгода здесь может составлять от 17% до 30%.
Клиент может сразу перейти на систему оборотной тары, полностью отказаться от обычных «белых» паллет и перейти на «синие», а может переходить пошагово, начать с отдельных, выделенных потоков. Для клиента, работающего по системе пулинга, административная нагрузка ограничивается только документальным подтверждением отправки «синих» паллет.
Проект Selgros – Henkel – CHEP (ЧЕП)
Решение о совместном использовании компаниями оборотной тары было принято в июле 2020 года. После успешного тестового запуска модели пулинга на отдельных потоках компании Henkel, все производственные линии косметического подразделения были переведены на синие паллеты.
Схема пулинга довольно проста: пулер СНЕР (ЧЕП) своевременно и в нужном объеме поставляет паллеты производителю. Далее продукция Henkel на паллетах отправляется в магазины Selgros, где товары выставляются в торговый зал и паллеты высвобождаются. После этого освобожденные паллеты возвращаются на сервисные центры CHEP (ЧЕП) для инспекции и ремонта. Затем они вновь попадают в оборот, и цикл повторяется.
Какие преимущества получают ритейлеры и производители от использования пулинга?
Во-первых, при использовании пулинга производитель не покупает, а арендует необходимое ему количество паллет, что позволяет существенно оптимизировать затраты. Стоимость аренды транспортной тары будет значительно ниже ее покупки. Кроме того, аренда позволяет не думать о колебаниях закупочных цен и сезонного спроса на паллеты.
Во-вторых, происходит существенная оптимизация административной работы: пулер самостоятельно занимается управлением транспортной тарой, в связи с чем ни производителю, ни ритейлеру больше не нужно об этом заботиться – процессы учета упрощаются, связанный с тарой документооборот исчезает.
В-третьих, инспекция, очистка и ремонт паллет перестают быть заботой производителя: восстановлением паллет занимается пулер на специализированных сервисных центрах.
Еще один немаловажный аспект – снижение рисков, связанных с порчей товара при транспортировке. Многооборотные паллеты CHEP (ЧЕП) отличаются высокими стандартами качества, соответственно, отсутствует риск поломки и задержки поставок.
Кроме того, многократное повторное использование паллет способствует сохранению ресурсов. Пулинг значительно продлевает срок службы транспортной тары – с 2–3 до 10 циклов. В результате за весь период реализации проекта 100% паллет CHEP (ЧЕП), необходимых для транспортировки продукции, остались в обороте. Экологический аспект проекта проявляется в том, что совместные усилия позволяют снижать выбросы CO2 на 56% и объем образующихся отходов на 77% в цепях поставок.
Йенс Фрерихс, директор по закупкам, информационный директор Selgros Cash&Carry Россия, считает, что «переход на поддоны CHEP, по сравнению с белыми паллетами, дает значительные преимущества – например, упрощение процессов учета и отсутствие документооборота. Бизнес-модель CHEP (ЧЕП) по совместному использованию поддонов помогает снизить воздействие на окружающую среду и повысить эффективность всей нашей цепочки поставок».
Проект по совместному использованию оборотной тары позволил на практике отразить высокие положительные результаты в области устойчивого развития для поставщика и ритейлера. В связи с этим компании-участники заинтересованы в продолжении и масштабировании данной инициативы.
Так, сегодня развитие сотрудничества с CHEP (ЧЕП) на новых объемах и подключение к пулингу других подразделений компании – одна из актуальных тем для Henkel.
По словам президента Henkel в России, генерального менеджера подразделения Henkel Beauty Care в России и СНГ Сергея Быковских, «снижение воздействия на окружающую среду – один из ключевых приоритетов Henkel. Опыт сотрудничества с CHEP на других рынках доказал свою эффективность, поэтому мы видим большой потенциал в совместных проектах в России».
Проект внедрения компанией CHEP (ЧЕП) системы пулинга в цепочке поставок Henkel – Selgros – удачный пример реализации всех возможностей современной технологии пулинга паллет, позволяющей вывести управление логистикой на качественно новый уровень.
Источник: Retail.ru