В вопросе инвестиций в любую отрасль, в том числе, и в плодоовощную, есть очень важный аспект: всегда нужно стремиться быть номером один или номером два на рынке. Однако лидерство не обязательно должно быть в отрасли – участник рынка может создать собственную нишу или сегмент, в котором может работать достаточно комфортно с минимальной конкуренцией.
Учитывая же, что на рынке работают десятки тысяч производителей овощей и фруктов, как можно многим стать номером 1 или номер 2? Всё очень просто – вместо того, чтобы конкурировать друг с другом, производители могут работать на рынке вместе, т.е. кооперация – это реальный ускоренный путь для развития украинской плодоовощной отрасли.
Такое мнение высказал экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрий Ярмак в ходе 17-й международной конференции «Овощи и фрукты Украины-2021. Новые инвестиционные возможности». Организатором мероприятия выступил проект «АПК-Информ: овощи и фрукты» при информационной поддержке Международной платформы EastFruit и Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА).
Когда игроки плодоовощного рынка жалуются на то, что государство не уделяет достаточно внимания сектору и не помогает открывать новые рынки сбыта, нужно помнить, что для государства этот сектор наименее привлекателен с точки зрения экспорта. Также он менее привлекателен и для инвесторов. Когда крупный инвестор выбирает страну или отрасль для инвестирования, он хочет вложить много денег, чтобы заработать в дальнейшем еще больше. Однако плодоовощной сектор Украины состоит из множества мелких и очень мелких игроков, которые крупному инвестору не интересны, особенно на фоне возможности инвестирования в зерновую или масличную отрасли страны. Кроме того, уровень и рыночных и погодных и технологических рисков при выращивании и реализации овощей, фруктов и ягод в разы выше, чем при выращивании и реализации большинства других видов агропродукции. Естественно, что эта отрасль не в приоритете у инвесторов.
«Кроме того, сейчас открылся рынок сельхозземли в Украине. И многие инвесторы предпочитают выкупать землю, чем инвестировать свободные средства в выращивание овощей и фруктов. Следующая проблема заключается в резком росте мировых цен на зерновые и масличные, что сделало их выращивание гораздо более прибыльным бизнесом. Поэтому даже небольшие фермеры в Украине часто задаются вопросом: зачем выращивать лук или картофель, если проще посеять пшеницу или кукурузу и получить сопоставимый доход с 1 га, не беспокоясь о том, что урожай испортится в процессе хранения или цены на него резко упадут – ведь цены на зерновые никогда не падают также резко, как на картофель или другие виды овощей. Кроме того, в случае с зерновыми существует множество трейдеров на рынке, которые всегда готовы купить урожай, в то время как с реализацией лука или картофеля в годы их перепроизводства возникает множество проблем.
Учитывая это, производителям плодоовощной продукции следует помнить, что они работают в небольшом и очень специфическом секторе, в котором размер имеет значение. И преодолеть множество из этих преград, снизить риски бизнеса и увеличить цены реализации можно лишь путём объединения усилий, т.е. кооперации и более активного участия в работе отраслевых ассоциаций», – объясняет Андрий Ярмак.
Экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) также отмечает, что ниши в плодоовощном секторе возможны почти во всех сегментах, но без кооперации производителей в отрасли не будет достаточно активно развиваться ни одна из них.
«Дело в том, что эти сегменты очень малы по своим объемам, а импортеры хотят работать с крупными системными игроками. Можно быть большим, но не иметь системной работы по обеспечению устойчивого качества продукции и качественных отношений с импортерами – это очень важно. И собственно кооперация – это быстрый путь к развитию», – объясняет Андрий Ярмак.
Специалист также привел пример создания в Украине первой торговой платформы УПОА, работающей по принципу открытой бухгалтерии.
«Она помогает производителям не только с экспортом, но и с реализацией продукции в торговые сети Украины. Каждый производитель-участник платформы может продавать при ее помощи свою продукцию, оплачивая лишь небольшой процент на развитие проекта. Недавно мы договорились, что эта платформа будет формировать свой фонд, средства которого будут тратиться на потребности маркетинга продукции. Речь идет о возможности участия производителей в торговых миссиях, выставках, а также о рекламе. Данная платформа является практическим подтверждением того, что кооперация в плодоовощном секторе работает, а ее форматы могут быть разными», – отмечает Андрий Ярмак.
Андрий Ярмак также сообщает, что очень часто украинские фермеры задаются вопросом: что именно выращивать? «Но это неправильный подход. Вопрос должен заключаться не в том, что выращивать, а как именно выращивать, где и зачем. Надо понимать, что если производитель ставит своей целью только зарабатывание денег, то, как правило, он не будет успешным. Ведь деньги должны быть следствием успеха бизнеса и не зарабатывать деньги бизнес не может»,- резюмирует специалист.
Источник: EastFruit, 06.12.2021 г.