Крупнейшие российские компании все больше склоняются к созданию и развитию собственных цифровых экосистем. Самыми яркими примерами отечественных экосистем являются «ВКонтакте», «Сбер» и «Яндекс» — эти конгломераты раньше прочих начали отходить от своих традиционных моделей развития бизнес-услуг.
Экосистема — это группа сервисов, объединенных вокруг одной компании, которые принадлежат ей или ее партнерам. В основе любой экосистемы, объясняет проректор РАНХиГС Андрей Марголин, лежат единая цифровая платформа и корпоративная культура.
«Все они, создавая собственные сервисы или поглощая перспективные проекты, стараются расширить ассортимент предлагаемых продуктов и привлечь как можно больше клиентов. Экосистемы крупных корпораций, осваивающих новые рынки, не создают угрозу для компаний малого бизнеса. Они, прежде всего, связаны с особой культурой ведения бизнеса, широким применением современных цифровых технологий, и они не могут кому-то помешать», — уверен экономист.
Создание экосистемы не проводится за один день и большие деньги далеко не всегда позволяют сформировать ее. Крупная и финансово устойчивая корпорация может обойтись без того, что мы вкладываем в понятие «экосистема». А для предприятия малого бизнеса, несопоставимого с ней по финансовым возможностям, создание экосистемы может оказаться по плечу.
«Ключевым элементом экосистемы также является доверие между руководством компании и ее сотрудниками. Если такое доверие есть, то это первый, но абсолютно необходимый шаг к созданию экосистемы», — отмечает Андрей Марголин.
Такой подход положительно влияет на репутацию компании и обеспечивает рост ее капитализации. Поскольку в настоящее время доля бренда в стоимости акций компании велика и имеет тенденцию к повышению, создание экосистемы — это не просто популярный тренд, но и способ получения существенной экономической выгоды.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов подчеркивает, что цифровые экосистемы прежде всего служат для диверсификации бизнеса крупных предприятий. Для достижения этой цели они не стесняются пользоваться своим господствующим и даже частично монопольным положением на рынке.
При этом экономист отметил, что такие замкнутые системы услуг придают бизнесу большую устойчивость во времена кризисов, поскольку попавшая под удар отрасль может получить «помощь» из сферы, которая не была затронута нестабильностью. С другой стороны, создание экосистемы и расширение на смежный рынок грозит дополнительными издержками и рисками, поэтому этот шаг несет в себе как плюсы, так и минусы.
Источник: РАНХиГС. Экспертиза со ссылкой на ФедералПресс