Решение по дальнейшей модернизации китайских цепочек поставок продуктов питания влечет за собой создание паутины цифровых платформ, конкурирующих за доставку продуктов питания непосредственно потребителям. Об этом 9 октября пишет издание Food Logistics.
Цепочки поставок продовольствия в Китае модернизируются способами, которые сильно отличаются от принятых в остальном мире. И нынешняя цифровизация активизирует этот процесс, ставя потребителей в центр внимания, предоставляя представление о модели, которая больше нигде не была опробована в таком масштабе.
В 2020 году количество цифровых платежных операций в Китае было в два раза больше, чем в Соединенных Штатах, и составило 45% всех цифровых платежей в мире.
По оценкам McKinsey, к 2022 году четверть продуктов питания в Китае будет продаваться онлайн. Для сравнения: потребители в США все чаще используют электронную торговлю продуктами питания, но они по-прежнему отстают от китайцев: по оценкам, к 2022 году продажи онлайн-продуктов составят 12% от общего объема.
В Китае интернет-магазины близки к достижению заявленной цели — отправить любую посылку по всей стране менее чем за 24 часа. Это создает революцию в цепочках поставок сельскохозяйственной продукции в Китае.
В течение многих лет скандалы с безопасностью пищевых продуктов в Китае попадали в заголовки газет на Западе. В 2008 году 300 тыс. младенцев подверглись серьезным проблемам с почками из-за употребления испорченной детской смеси. Годом ранее тот же самый ингредиент меламина, канцерогенное химическое вещество, был обнаружен в корме для домашних животных, экспортируемом в Соединенные Штаты.
С тех пор китайские власти закрыли тысячи мелких переработчиков молочной продукции и разработали правила, поощряющие создание крупных современных молочных ферм и перерабатывающих заводов. В результате более крупные фермы с более чем 100 коровами в настоящее время составляют две трети стада и производят более 70% молока, в то время как на 3 ведущих переработчика приходится 50% производства против 25% в Соединенных Штатах — это, возможно, самая быстрая модернизация цепочки поставок сельскохозяйственной продукции, которую когда-либо видел мир.
Та же тенденция наблюдается в животноводстве и производстве зерна. Огромные объемы капитала и технологий были вложены в свинофермы, птицефабрики и механизацию выращивания сельскохозяйственных культур, что привело к значительному улучшению здоровья животных и безопасности пищевых продуктов.
Но в Китае все еще много фермеров, работающих на очень маленьких участках. В 1980 году 80% населения проживало в сельской местности. К 2020 году эта доля снизилась до 37%, но это по-прежнему составляет около 500 млн человек, работающих в среднем на сельскохозяйственном участке площадью 64 сотки. Это особенно очевидно в производственном секторе, где плодоовощные угодья по-прежнему в основном эксплуатируются семейными фермами.
Столкнувшись с более постепенной тенденцией урбанизации 100 лет назад, западные страны медленно консолидировали предложение вокруг более крупных сельскохозяйственных операторов.
Если урбанизация в Китае стабилизируется примерно на уровне 70% населения, в Китае по-прежнему будет 420 миллионов сельских жителей. В этом контексте консолидация предложения по модели, которую мы испытали на Западе, быстро достигнет своих пределов.
В отличие от Соединенных Штатов, где пять крупных розничных сетей контролируют три четверти продаж продуктов питания, основные розничные игроки Китая составляют менее 5% от общего объема. У американских ретейлеров есть критическая масса для создания собственных платформ электронной коммерции для обслуживания своих потребителей. Розничным торговцам Китая пришлось полагаться на сторонние цифровые платформы.
В этом контексте каково решение для дальнейшей модернизации китайских цепочек поставок продовольствия? Ответ заключается в том, что паутина цифровых платформ в настоящее время яростно конкурирует за то, чтобы доставлять продукты питания непосредственно потребителям в неслыханных масштабах.
Благодаря множеству доступных вариантов китайские потребители теперь могут объединяться онлайн со своими соседями в «потребительские объединения» для групповой покупки продуктов питания. Новые сервисы потоковой передачи видео предоставляют потребителям и фермерам инструменты для удаленного взаимодействия, воссоздавая в цифровом виде коммуникацию, которая существовала на деревенском рынке.
Эта огромная деятельность может перевернуть цепочки поставок продовольствия в Китае. Мелкие фермеры теперь могут устанавливать прямые отношения с потребителями, вместо того чтобы полагаться на длинную цепочку посредников, создавая возможность как для увеличения доходов в сельской местности, так и для повышения осведомленности о качестве и безопасности пищевых продуктов.
Прямая трансляция уже воссоздает в интернете яркие взаимодействия, которых так не хватало потребителям и фермерам. Данные также могут обеспечить прозрачность на справедливом цифровом рынке, который отличает лучшее от худшего с бесконечным потоком отзывов клиентов о качестве и свежести.
Но рой игроков, конкурирующих в этом секторе, заставляет многих инвестировать в убыток, чтобы получить долю рынка и достичь критической массы, теряя при этом миллиарды долларов в гонке, которую могут выдержать только игроки с самыми глубокими карманами, — тенденция, которая уже произошла в других секторах.
Кем бы ни оказался победитель, продовольственный сектор Китая, скорее всего, преобразится, и отдельные фермеры смогут получить доступ к более широкому кругу клиентов, общаясь друг с другом для обмена передовым опытом.
Китайские покупатели выиграют от увеличения масштабов поставок, инноваций, таких как потребительские сообщества, и массивной инфраструктуры холодильной сети, соединяющей отдаленные сельские районы с городскими центрами, предлагая китайским потребителям широкий выбор продуктов питания, которые возродят старинные породы свинины или местные сорта зелени, которые в противном случае исчезли бы в модели консолидации спроса и предложения в западном стиле.
Источник: ИА Красная Весна